Проблемы с кожей во время химиотерапии и советы по минимизации негативного воздействия лечения

Проблемы с кожей во время химиотерапии и советы по минимизации негативного воздействия лечения

Изменения кожи во время химиотерапии не редкость. Осведомленность о том, какие возможны побочные эффекты со стороны кожи и как минимизировать их проявления, поможет вам легче справиться с этими проблемами. К счастью, некоторые из этих проблем можно избежать, а большинство из них исчезают сразу же после окончания курса химиотерапии.

Основные кожные токсические реакции химиотерапии

При проведении химиотерапии вы можете столкнуться с различными изменениями кожи. Помимо этого, химиотерапия может повлиять на ваши волосы и ногти.

Ниже перечислены наиболее распространенные кожные токсические реакции, возникающие во время проведения химиотерапии:

  • Покраснение.
  • Сухость и шелушение.
  • Изменение цвета кожи после химиотерапии (чаще потемнение), обычно встречается у лиц с темной кожей, а также в случае применения Адриамицина (доксорубицин).
  • Высыпания на коже после химиотерапии. Возможны разнообразные варианты кожной сыпи.
  • Повышенная чувствительность кожи к солнцу.
  • Акнеподобная сыпь («прыщи после химиотерапии«). Акнеподобные высыпания часто встречаются при использовании ингибиторов EGFR (например, эрлотиниб).

Узнайте больше: Выпадение волос во время химиотерапии: как справляться с психологическими и косметическими проблемами

Как можно справиться с сыпью и покраснением кожи?

Ориентируясь на причины возникновения тех или иных симптомов, ваш врач может порекомендовать кремы или другие способы борьбы с побочными явлениями химиотерапии. Ниже перечислены несколько советов, которыми вы можете воспользоваться, чтобы минимизировать негативные последствия химиотерапии:

  • Обильное питье.
  • Кремы или лосьоны для увлажнения кожи. (В общем, кремы лучше, чем лосьоны, а мази лучше, чем кремы).
  • Средства для ухода за кожей не должны содержать этанол (эти́ловый спирт).
  • После душа и ванны увлажняющие лосьоны и кремы следует наносить только после полного высыхания кожи.
  • Купание только в тёплой воде (не слишком горячей и не слишком холодной). Время приема ванны должно быть ограничено (не более 10 минут). Тереть полотенцем мокрую кожу не стоит. Следует просто насухо промокнуть кожу мягким полотенцем.
  • Ванна с овсяными хлопьями – это отличное решение проблем, если кожа после химиотерапии сухая.
  • Необходимо пользоваться мягким мылом.
  • Используйте мягкое моющее средство для стирки одежды.
  • Выбирайте такие ткани, как хлопок, и избегайте тканей, которые раздражают кожу, например, шерстяные вещи. Свободная одежда часто более удобна, чем облегающая.
  • Используйте электрическую бритву, чтобы минимизировать порезы во время бритья.
  • Старайтесь исключить пребывание на улице в очень жаркую или очень холодную погоду.
  • Некоторые солнцезащитные кремы могут содержать раздражающие химические вещества. Поэтому проконсультируйтесь со своим онкологом по поводу солнцезащитного крема (или выберите солнцезащитный крем на основе оксида цинка). Если вы решите использовать солнцезащитный крем, попробуйте найти продукт, который блокирует ультрафиолетовые лучи как длинноволновые (категория А), так и средневолновые (категория B).
  • Если появилась акнеподобная сыпь, поговорите со своим онкологом перед использованием каких-либо средств от угрей. Несмотря на то, что эта сыпь, появившиеся на фоне приема ингибиторов EGFR, выглядит как угревая, таковой не является. Поэтому в большинстве случаев лекарственные средства от прыщей не помогают.

Узнайте больше: Как правильно ухаживать за сухой кожей во время химиотерапии

Чувствительность к солнцу во время химиотерапии

Некоторые химиотерапевтические препараты повышают вероятность получения солнечного ожога (фототоксичность при химиотерапии). Фототоксичность усугубляется, если химиотерапии сочетается с лучевой терапией. Лучшая защита – это профилактика. Избегайте полуденного солнца, надевайте шляпу или платок, пользуйтесь кремом с солнцезащитным фактором (SPF) не ниже 30.

Имейте в виду, что солнцезащитные кремы могут усугубить проявления кожной сыпи, возникшей на фоне химиотерапии.

В некоторых исследованиях было продемонстрировано, что выживаемость при онкологическом заболевании напрямую зависит от количества витамина D в организме. Воздействие солнца – это один из основных источников витамина D. Попросите своего онколога чтобы он проверил уровень вашего витамина D, если это ещё не было сделано. Если анализ покажет, что у вас дефицит, то, по-видимому, вам нужно будет принимать витамин D дополнительно.

Читайте также:

Тарцева (эрлотиниб) и угревая сыпь

Сыпь является одним из наиболее распространенных побочных эффектов при применении Тарцева (эрлотиниб) или других ингибиторов EGFR. Это может вас сделать нерешительным, заставить оставаться дома на период лечения. В конце концов, разве вам не следует избавиться от прыщей, с которыми вы уже сталкивались в подростковом возрасте?

Поговорите со своим врачом о методах лечения сыпи и когда звонить, если её проявления ухудшаться. Потратьте время на изучение проблем, связанных с приемом эрлотиниба.

Узнайте больше: Лечение акнеподобной сыпи, появившейся во время приема EGFR-, BRAF- и MEK-ингибиторов

Влияние лучевой терапии

Почему лечение онкологического может повысить риск возникновения солнечных ожогов?

Одна особая ситуация, о которой вам следует знать, – это отзыв радиации. Когда определенные химиотерапевтические препараты вводятся во время или вскоре после лучевой терапии, может возникнуть тяжелая, похожая на солнечный ожог сыпь. Это может вызвать зуд и жжение, которое длится от нескольких часов до нескольких дней. Ваш врач может назначить лекарства для лечения сыпи и может отложить химиотерапию на некоторое время.

При раке легкого эта сыпь обычно возникает на груди и чаще всего встречается при приеме противораковых препаратов адриамицина (доксорубицин) и/или таксола (паклитаксел).

Читайте также: Как обезопасить себя от солнечных ожогов в период лечения онкологии

Проблемы с ногтями

Последствия для ногтей и кожи при химиотерапии могут быть различными. Потемнение или отслаивание ногтей при химиотерапии – наиболее частые побочные эффекты. Если вы беспокоитесь о своих ногтях, найдите время, чтобы узнать, какие возможны изменения ногтей во время лечения онкологического заболевания и как справиться с этой проблемой.

Узнайте больше: Как справиться с проблемой изменения ногтей после химиотерапии?

Когда звонить доктору

При каждой встрече с врачом сообщите ему о любых вновь появившихся изменений кожи. Однако о некоторых симптомах ему необходимо сообщить раньше, позвонив. В частности, если вы обнаружите какие-либо симптомы, указывающие на инфекцию, такие как локальный отек и покраснение кожи, выделения или повышение температуры тела. Кроме того, симптомы аллергической реакции, такие как сильный зуд или крапивница, могут быть серьезными, и важно, чтобы ваш врач знал об этом.

Несколько слов от OncoInfo

Во время химиотерапии может возникнуть ряд проблем с кожей, от покраснения до высыпаний. Профилактические меры, такие как использование лосьонов, избегание едких веществ на вашей коже и защита от солнца, могут уменьшить многие симптомы. Иногда, например, для людей на Тарцева, сыпь может быть признаком того, что лекарство работает. Обязательно поговорите со своим врачом о любых изменениях кожи, которые вы испытываете, даже если они кажутся скорее неприятностью, чем проблемой. Времени, чтобы справиться с «небольшими» проблемами во время лечения рака, может иметь большое значение для улучшения общего качества вашей жизни в настоящее время.

Статья по теме: Побочные эффекты химиотерапии

Список использованных источников:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *